Аллея звёзд — Евгений Хавтан

Евгений Хавтан, создатель и лидер группы «Браво»
Евгений Хавтан, создатель и лидер группы «Браво»

ЦИТАТЫ:
«Наш нынешний солист Роберт Ленц дольше всех из других солистов держится в коллективе, потому что у него хорошая нервная система, он меня дольше всех терпит...»
«У нас нет отношений с властью. Я абсолютно уверен, что музыкант должен быть подальше от власти, какая бы власть ни была, хорошая или плохая. Это дурной тон...»
«Я своих музыкантов не штрафую. Система штрафов абсолютно непрогрессивна. Мы начинали в восьмидесятые годы, когда не было никаких штрафов, не было этой экономики, все основывалось на взаимопонимании...»

ИНТЕРВЬЮ:

«УТРОлогия»:Доброе утро! В студии «Ретро FM» нарисовался гость. Да так, что не сотрешь – у нас в гостях Евгений Хавтан, лидер группы «Браво». Доброе утро, Евгений!

Евгений Хавтан: Добое утро!

Утр.:Вы совершили героический для артиста поступок, придя к нам в гости в такую рань. Расскажите о главных поводах Вашего пришествия!

Е.Х.: У нас уже завтра состоится концерт, произошло очень много разных событий…

Утр.:А самый главный повод для нас это то, что давно не виделись.

Е.Х.: И повидаться тоже приятно!

Утр.:Евгений, из группы «Браво» вышло много солистов. Не обидно было таланты взращивать, а потом на волю вольную отпускать, чесать репу, кого бы еще найти, из кого бы сделать человека?

Е.Х.: Нет, мне абсолютно не обидно, они все – приличные люди, поют мои песни, все живы-здоровы, все в порядке.

Утр.:Роберт Ленц у вас дольше всех держится. Чем его приманили, прикормили?

Е.Х.: А у него хорошая нервная система, он меня дольше всех терпит. (общий смех)

Утр.:А мы думали, крылья подрезали соколу...

Е.Х.: Даа.. (смеется)

     

Утр.:Евгений, именно Вас и Ваших коллег можно назвать главными стилягами страны. Можно вас так называть?

Е.Х.: Конечно!

Утр.:А как вы – люди, которые в свое время по барахолкам ездили, чтобы создать себе соответствующий образ, - восприняли относительно недавно появившийся фильм «Стиляги»? Насколько он правдив? Показывают в нем реальные вещи или это фантазия режиссера?

Е.Х.: Ну это же изначально задумывалось, как мюзикл. Фильм отличный, мне очень понравился.

Утр.:А с точки зрения исторической достоверности?

Е.Х.: С точки зрения исторической достоверности, я тоже точно все сказать не могу, потому что родился в шестидесятых годах, не очень хорошо все это помню, только по рассказам и фотографиям. Там есть неточности... Допустим, остроносые ботинки тогда носили с определенным размером брюк. Ботинки на манной каше тоже носили с определенной шириной брюк.

Утр.:А сейчас по барахолкам ходите? Или больше по дорогим бутикам?

Е.Х.: Нет, я не бываю в дорогих бутиках…

Утр.:Т.е. по барахолкам?

Е.Х.: Если я бываю на барахолках, это несколько мест…

Утр.:Париж…

Е.Х.: В Париже, в Лондоне...

Утр.:Дорогие барахолки получаются, туда и визы нужны…

Е.Х.: Да… (смеется)

 

Утр.:Евгений! Владимир Матецкий как-то рассказывал нам, что их с Чернавским «Мальчик Бананан» вошел в культовый блокбастер «АССА» чуть ли не без их разрешения, даже был конфликт с Соловьевым. С вашей песней «Чудесная страна» таких проблем не было?

Е.Х.: Нет, все было цивилизованно. Африка (Сергей Бугаев), главный герой этого фильма, принес кассету с кассетного магнитофона Соловьеву…

Утр.:С вашего разрешения?

Е.Х.: Нет, без нашего разрешения. Потом Сергей Соловьев решил эту песню использовать, сказал, что ее нужно перезаписать. Мы ее перезаписали в студии на Мосфильме, за счет заведения, тогда мы первый раз попали в настоящую профессиональную студию, имели массу проблем при записи, потому что никакого опыта у нас не было. Инструменты у нас не строили, мы вообще не знали, как чего делать, но песню записали. Это была громадная студию, где пишутся оркестры, нам было очень интересно, и потом... Тогда в студиях были специальные люди, которые проверяли качество записи, строй инструментов, такое  ОТК, эти люди к нам постоянно подходили. Пришел такой дяденька с абсолютный слухом и говорит: «Бас-гитара не строит!» А у нас был безладовый бас, на нем играл Тимур, пришлось нарисовать лады чуть ли не мелом, чтобы он точнее попадал, и тогда этот дяденька успокоился. Запись была сделана.

Утр.:А расскажите-ка, Евгений об альбоме группы «Браво», который вы записывали в Лондоне.

Е.Х.: Было такое дело. Мы делали окончательное сведение и мастеринг в Лондоне. Трэки мы писали здесь.

Утр.:А почему? Дешевле или качественнее?

Е.Х.: Просто нервная система лучше сохраняется, если работать там.

Утр.:Какой-то продюсер у вас был крутой…

Е.Х.: У нас был очень хороший продюсер – Бант Стаффорд Кларк. Он работал с очень многими артистами – “DuranDuran”, “Coldplay”…

Утр.:«Браво»…

Е.Х.: «Браво», да... Кстати, сейчас эта студия, как и большинство больших студий в Англии, закрывается. Большие аналоговые магнитофоны, большие студии никому не нужны. Вся молодежь пишется в своих спальнях – на ноутбуки, на компьютеры. Сейчас ту студию, в которой мы писались, будут перепродавать и сделают там большой супермаркет. Такая не очень веселая тенденция сейчас существует в мире.

    

Утр.:На данный момент вы что-нибудь пишете?

Е.Х.: На данный момент мы готовим пластинку, это будет смешанный альбом, в который войдет часть наших записей, которые мы готовили с оркестром Башмета и с ним самим к нашему двадцатипятилетию, т.е. там будет играть струнная группа, будут какие-то акустические песни, смешанный такой альбом.

Утр.:Когда выйдет?

Е.Х.: Я очень надеюсь, что мы сможем его записать до нового года, а выйдет он уже после нового года.

Утр.:Будем ждать. Евгений, группе «Браво» уже больше двадцати пяти лет. Вы помните свой первый концерт?

Е.Х.: Все было очень банально. Конечно, я его очень хорошо помню.

Утр.:Чего-нибудь сломалось, отвалилось?

Е.Х.: Нет, мы ничего не сломали, ничего не отвалилось. Тогда с нами играла еще и московская группа «Центр». Они были настоящими королями московской сцены, а мы были никому неизвестной группой «Браво», которая должна была выступать...

Утр.: ... на разогреве?

Е.Х.: Примерно таким образом. Привезли наше оборудование, мы очень хорошо выступили на этом концерте, и в конце нам все равно пришлось тащить аппаратуру. Мы были победителями, но загружали всю эту аппаратуру в какой-то грузовик. Часов до то трех ночи это все продолжалось: пока мы поймали эту машину, пока привезли все к себе на базу.

Утр.:Спустя все эти годы, скажите начинающим музыкантам: с такой музыкой, которую вы играете, не будучи уже раскрученными, можно ли построить удачную карьеру в шоу-бизнесе, или нужно играть только то, что современно?

Е.Х.: Нет абсолютно никакого смысла играть ту музыку, которую сегодня играют все подряд. Все группы сегодня звучат приблизительно одинаково. Музыка, которая звучит на Ретро FM, будет актуальна и через десять лет, а то - то однодневно, будет популярно сегодня, завтра никто и не вспомнит, что же это такое было.

 

Утр.:Насчет советских времен... Музыкантов каким-то образом преследовали, Вас лично из института исключали, а сейчас у вас какие отношения с властью?

Е.Х.: У нас нет отношений с властью. Я абсолютно уверен, что музыкант должен быть подальше от власти, какая бы власть ни была, хорошая или плохая. Это дурной тон.

Утр.:В партию не вступаете?

Е.Х.: Нее... У нас чего-то все музыканты пытаются запрыгнуть в постель к власти, заехать к Кремлю поближе – ездят на машинах, въезжают, выезжают оттуда. А мне кажется, что это не очень хорошо. На Западе среди музыкантов это тоже все присутствует, но, в общем-то, когда музыканты недовольны чем-то, они устраивают концерты, против власти устраивают концерты. Это и есть настоящая демократия, как мне кажется.

Утр.:Давайте вернемся к концертам. После концерта излишества какие-то нехорошие присутствуют? Понятно, что раньше было у всех... или не было?

Е.Х.: Вот про излишества я рассказывать не готов, в финале программы, сидя с гитарой, про излишества. Тем более, что этот эфир наверняка будут слушать мои близкие люди.(общий смех)

Утр.:Евгений, а Вы как художественный руководитель, как лидер группы, часто своих музыкантов штрафуете?

Е.Х.: Нет, система штрафов абсолютно непрогрессивна. Мы начинали в восьмидесятые годы, когда не было никаких штрафов, не было этой экономики, все основывалось на взаимопонимании.

Утр.:А теперь напомните один из поводов, по которому Вы пришли!

Е.Х.: 20 ноября в московском клубе Б1, в котором мы очень любим выступать, состоится наш сольный концерт, и я всех приглашаю, приходите, будем очень рады всех вас увидеть!

Утр.:А давайте как затравочку что-нибудь для души...

Е.Х.: Сыграем что-нибудь из прошлой жизни...

   

Е.Х.: Извиняемся за то, что гитара не очень настроена.

Утр.: А это не важно! Здесь же нет тех людей, которые раньше проверяли качество звука на студиях звукозаписи. Спасибо!

Е.Х.: До свидания!

Ретро FM

19 ноября 2009 г.